Сейчас постепенно становится ясно, чем станет
этот год для Hi-Tech индустрии. 2008-ой, по всей видимости, будет годом
активного противостояния между Microsoft и Google, а также iPhone и
Android… Однако для компании Toshiba уже в прошлом месяце такое
противостояние завершилось — 19 февраля формат HD DVD был объявлен вне
игры. Небезызвестный формат не был поддержан ни одним из бывших
сторонников: Warner Brothers, Amazon, Best Buy и т.д. Теперь нишу
высококачественного видео прочно и надолго заняла компания Sony со
своим форматом Blu-ray.
HD DVD, прости, но кто-то
должен был уйти. Нет сомнений, твое качество изображения выше всяких
похвал, цена по сравнению с Blu-ray вполне сносная и да и потенциал был
достаточно велик — было бы время, чтобы все это воплотить в жизнь. Но,
как видишь, пользователи не стали метаться меж двух огней и выбрали
одного — не тебя.
Мужайся, HD DVD.
Единственное, чем можешь успокоить себя, так это мыслью о том, что
среди выбывших из игры видеоформатов, которые все вместе с нетерпением
ждут тебя на том свете, ты будешь блистать ярче всех. Дело не в том,
что эти форматы в свое время были не продуманы, нет, просто им, как и
тебе, не повезло. На последнем издыхании, Эйчди, перед взором будет
мелькать только одно имя: «Sony, Sony, Sony…». Это выбор пользователей
и ничего с этим не поделаешь.
Что же, утешили (по
крайней мере, насколько получилось…) HD DVD, и теперь мы предлагаем
посмотреть поближе на эти 10 видео форматов.
10. DIVX DVD от компаний Digital Video Express и Circuit City (1998)
Не
стоит путать кодек DivX и формат DIVX — это разные вещи. DIVX был
попыткой сети магазинов Circuit City и юридической конторы Ziffren,
Brittenham, Branca and Fischer создания альтернативы DVD. Покупатель
мог выбирать: купить диск или взять его напрокат. Взяв фильм напрокат
за $4 ($5 с лишним по нынешним меркам), потребитель получал ровно 48
часов на просмотр. После этого диск можно было отправлять на длительное
хранение на ближайшей помойке, если не одно «но» — можно было доплатить
пару баксов и оставить фильм себе в вечное владение. Безусловно,
главный плюс этой системы был в том, что покупателю предоставлялась
возможность не нести так полюбившейся фильм обратно в магазин. Тем не
менее с DIVX оказалось не все так гладко. Для того чтобы заставить диск
работать, было необходимо подключить плеер к телефонной линии, диски
продавались далеко не во всех магазинах, да и сами плееры были намного
дороже обычных DVD-проигрывателей. Но самое смешное в том, что плееры
DIVX могли также воспроизводить и обычные DVD. Именно поэтому, после
того как в 1999 году Circuit City отказалась от продолжения поддержки
своей системы и сделала огромные скидки на оставшиеся плееры, аппараты
автоматически вошли в эру привычного нам формата DVD.
Альтернатива
лазерным дискам (LaserDiscs) от Корпорации радиовещания США (RCA) на
вид представляла собой виниловую пластинку в пластиковом картридже. С
канавчатой поверхности дисков информация считывалась с помощью иглы.
Для воспроизведения нужен был плеер SelecaVision, стоящий тогда $500
($1164 — сегодняшний эквивалент). CED в то время жестко соперничал с
крайне успешным форматом VCR — видеокассетными магнитофонами. В итоге к
1984 году плееры SelectraVisions продавались по цене всего лишь $149, а
потом были вовсе сняты с производства.
8. LaserDisc от MCA и Philips (1978)
Пока
VHS и Betamax бодались за право быть лучшим записываемым
видеоносителем, Музыкальная корпорация США (MCA) и компания Philips
выпустили оптические видеодиски с лазерным считыванием, которые
впоследствии послужили основой для развития формата оптических дисков.
Первым проигрывателем, основанным, на технологии LaserDisk был плеер
Magnavox Model 8000 за $749 (по сегодняшним меркам это $2432). Качество
картинки LaserDisc (425 строчек) превосходило как Betamax, так и VHS,
но камнем преткновения стала невозможность записи на этот
видеоноситель, поэтому особой популярности среди покупателей формат не
возымел. Кроме того, диск в диаметре составлял целых 30 см, и
поверхность легко царапалась.
7. Betamax от Sony (1975)
Наконец
мы дошли до войны форматов всех времен и народов — Betamax Sony Vs. VHC
JVC. Противостояние длилось вплоть до конца 80-х. Betamax-плееры можно
было приобрести по цене $2495 ($9817 (!) сегодня). Формат от Sony
позиционировался как лучшее решение для качественной записи видео с
разрешением 250 строчек против 240 у VHC. Тем не менее плееры VHS были
намного дешевле и время записи у их носителей было в два раза больше.
Обе технологии дорабатывались на протяжении всех лет жесткой борьбы, но
в конце концов могущественной Sony пришлось признать свое поражение. В
1998 году компания стала производить VHS-плееры.
6. TeD (Television Electronic Disc) от Telefunken и Teldec (1975)
Знаете
в немецком языке эквивалент выражению «излишне сложный»? Вот один из
вариантов — TeD. TeD — это гибкая металлическая пластинка, с которой
информация считывалась с помощью сейсмоприемника давления, а он в свою
очередь преобразовывал эту информацию, зафиксированную в канавках
пластинки, в электрический сигнал с помощью пьезоэлектрического
кристалла. Однако, 20-сантиметровая пластинка клалась не на обычную
вертушку, а вращалась со скоростью 1500 оборотов в минуту на подушке из
воздуха! И вся эта канитель ради 10 минут видео. Когда впервые, в 1970
году, технология TeD была представлена широкой общественности, она
произвела чуть ли не эффект взорвавшейся бомбы. Но в 1975, когда новый
формат решил завоевать рынок, ему там уже не осталось места — на рынке
доминировали видеокассеты, а система TeD оказалась слишком неуклюжей,
чтобы составить какую-либо конкуренцию.
5. VCord и VCord II от Sanyo (1974)
Еще
перед Betamax, на заре расцвета видеолент, компания Sanyo представила
формат VCord. Поначалу он пользовался популярностью. Проигрыватель
позиционировался рекламщиками как «исключительно легкий и компактный»
(13,5 кг). Кроме того, впервые именно в VCord появились функции
стоп-кадр, замедленное воспроизведение и две скорости пленки. Уже во
времена VCord началась борьба между известными форматами VHS и Betamax.
Но, как говорится, tertium non datur — третьего не дано — и форматы
VCord и VCord II, которые, кстати, часто путают со старым Betamax,
оказались аутсайдерами в этом противостоянии.
4. Avco Cartrivision от компании Cartridge Television (1972)
Avco
Cartrivision — американский видеорекордер, появившийся ровно за 3 года
до Betamax. Будучи встроенным в телевизоры, Cartrivision продавался в
США в таких магазинах, как Sears. Цена по тем временам была
ошеломительная — $1600 (эквивалентно сегодняшним $8103). Более того,
аппараты работали только с видеокассетами, взятыми напрокат. Пленка
могла быть просмотрена лишь один раз — после этого ее приходилось
отдавать обратно в прокат. Нет ничего удивительного в том, что
производитель этого дорогостоящего и громоздкого устройства к 1974 году
обанкротился.
3. U Matic от Sony (1971)
U
Matic стал первым (0,75-дюймовым) видеопроигрывателем, в носителях
которого пленка находилась в закрытом корпусе. За $1395 ($7292 сегодня)
аппарат мог записать 60 минут цветного изображения с разрешением в 250
строчек и настоящим стереозвуком. Тем не менее цена была слишком
высокой для среднестатистического американца, поэтому U Matic не
получил широкого распространения. Однако ситуация кардинально
отличалась в профессиональной среде — U Matic рекордеры до сих пор
исправно служат в телевизионной индустрии.
2. EVR (Electronic Video Recording) от CBS Labs (Motorola) (1968)
Хотя
в названии формата и есть слова «Video Recroding», записывать он
не умел… Впервые проигрыватель EVR был представлен в конце 60-х. Задача
его заключалась в воспроизведении видеоизображения, записанного на
бобины, через оптический преобразователь для выходов стандартного по
тем временам телевизора. Изображение сначала было черно-белым, но в
начале 70-х крупнейшая радиотелевещательная компания CBS разработала
цветную версию. К сожалению, цена проигрывателей для массового
производства была слишком высокой, и в 1971 году CBS отказалась от
этого формата, в развитие которого она вложила миллионы долларов.
1. CV-2000 от Sony (1965)
По
цене $695 ($4670 по нынешним меркам), Sony продала свой первый
катушечный проигрыватель магнитной видеоленты. Компактный (во всяком
случае тогда) Sony CV-2000, вес которого составлял 20 с лишним кг, умел
записывать ТВ-передачи в черно-белом изображении. Одна часовая бобина
стоила $40 (нам с вами сегодня она обошлась бы почти в $270).
Разрешение картинки по тем временам было феноменальным — 200 строчек!
SV-2000 в первую очередь закупался школами и предприятиями.
Вот,
в общем-то, небольшой ликбез по главным видеоформатам XX века завершен.
Может быть через пару десятков лет кто-нибудь напишет подобную статью,
где с такой же, в общем-то, ностальгией будет говориться о недавно
ушедшем в бессмертие формате HD DVD.