Поехать в Оман отнюдь не было мечтой всей моей жизни - мне неожиданно
предложили и я, столь же неожиданно для себя, согласился. Лаконичная
географическая справка, откопанная за 5 минут всеми любимым поисковым сервером
и без изменений кочующая по сайтам турагентств, звучала как-то не очень-то
вдохновляще: постоянных рек нет, растительность скудная, из животного мира
преобладают ящерицы и змеи. Но как бы там ни было, местная промозгло-сумеречная
осенняя действительность вдохновляла еще меньше, так что я решился без особых
колебаний. Немного смущало лишь то, что до конца действия моего паспорта
оставалось чуть больше месяца, в связи с чем меня терзали сомнения относительно
того, будут ли мне рады на границе. Однако наш гид махнул рукой и заверил меня,
что в Омане к таким вещам относятся с должной степенью безразличия. Забегая
вперед, отмечу, что он оказался прав - оманцы вообще демонстрировали на
удивление расслабленное отношение к жизни. Сей факт, вероятно, во многом можно
объяснить сухим и жарким климатом Омана, совершенно не располагающим к
какой-либо суете. "Не сезон", извиняющимся тоном сказал встречавший
нас в аэропорту молодой оманец, махнув в сторону термометра, показания которого
уже ранним утром перевалили за "30". Сезон же, когда температура днем
держится на приемлемой отметке и европейский турист уже в состоянии
передвигаться по открытому воздуху не только короткими перебежками между
помещениями с кондиционером, начинается лишь в ноябре.
Столица Омана, город Маскат, в котором мы оказались после 40-минутного
перелета из Дубая, разительно не похож на своего эмиратского соседа. Здесь нет
присущей Дубаю суетливой толчеи международного шоппинг-центра и мечущихся
полчищ туристов, горизонт не заслоняют уродливые махины небоскребов, и
практически из каждой точки города открывается вид на верхушки окрестных гор,
разноцветных от обилия разного рода ископаемых. Строго говоря, Маскат и
городом-то можно назвать лишь с некоторой натяжкой - по сути, это пять
поселений, раскиданных в соседних горных долинах на расстоянии нескольких
километров друг от друга. Да простит мне читатель не романтическую подробность,
в Маскате даже централизованная канализация отсутствует - впрочем, на качестве
проживания в по-восточному роскошных отелях, облепивших все побережье залива,
этот факт ни коим образом не сказывается (для вдумчивых читателей необходимо
уточнить, что на качество воды в заливе это также не влияет).
По формальным показателям, Оман - вполне развитая и, если сравнивать с
Россией, благополучная страна. Между тем, справочные источники начала
семидесятых годов, подвернувшиеся под руку перед отъездом, упоминали, среди
прочих статистических данных, о наличии в Омане 52 врачей (из них - двух
стоматологов), а так же 80 километров шоссейных дорог. Вся история Омана, как
цивилизованного государства, насчитывает лишь около трех десятков лет. До этого
- мрачное феодальное средневековье и кровавые разборки между местными кланами,
столь утомившие даже постоянно сменявших друг друга колонизаторов, что те, в
конце-концов, махнули рукой и предоставили оманцев самим себе, оставив после
себя лишь груды антикварного оружия и несколько нефтяных скважин. К слову
сказать, последними колонизаторами оказались англичане, а посему местное
население, в большинстве своем, неплохо владеет английским - за исключением
таксистов, которые, кажется, нигде не говорят по-английски, даже в Нью-Йорке.
Впечатляющим скачком, который практически на глазах у одного поколения
привел страну из колониального прошлого в весьма благополучное будущее, Оман во
многом обязан своему бессменному правителю на протяжении последних тридцати
лет, султану Кабусу. Оман - султанат, и демократические институты власти в
стране отсутствуют - нет парламента, нет политических партий, но нет при этом и
политических заключенных - сложилось впечатление, что правлением султана
довольны поголовно все, даже иностранцы. Несмотря на порядочный возраст, раз в
несколько лет султан объезжает свои владения в сопровождении свиты министров,
и, останавливаясь порой прямо в импровизированном "палаточном"
лагере, принимает ходоков из числа простого местного населения, которые таким
образом, получают шанс рассказать правителю о наболевшем.
И все же, к немалой радости современного туриста, за столь короткий срок
изменилось далеко не все - оманцы во многом сохранили свой традиционный уклад
жизни, манеру одеваться, архитектуру. Визит в местный музей истории не принес
нам особых откровений - многие бесхитростные предметы быта, увиденные нами в
музее, не сильно отличались от тех, что можно заметить на развалах у рыночных
старьевщиков, а то, что ушлые торговцы предлагали как "антиквариат",
было домашней утварью всего лет 10 назад.
Сколь-нибудь развитой промышленности в Омане нет, и, как и в прежние
времена, основной источник доходов страны - экспорт полезных ископаемых и
фиников - единственной, пожалуй, сельскохозяйственной культуры, неплохо
приживающейся в таком климате. В отличие от своих соседей, Оман обладает
довольно скромными запасами нефти, добыча которой, к тому же, весьма затруднена
и обходится недешево. Поэтому и благосостояние Омана далеко от других арабских
стран. Впрочем, Оман получает заметные финансовые вливания от своих более
богатых соседей по полуострову, прежде всего - Саудовской Аравии, все ж таки
помощь ближнему своему - занятие весьма богоугодное. А вот необходимость
зарабатывать на хлеб тяжелым физическим трудом отнюдь не относится моральным
кодексом благочестивого мусульманина к числу первостатейных ценностей, и многие
оманцы, в случае, если достаточно хорошо оплачиваемую работу найти не удалось,
предпочитают не работать вовсе. Большинство черной работы, таким образом,
достается вездесущим индусам, уровень жизни на родине которых столь низок, что
они с радостью едут на заработки в более благополучный Оман. Начальствовать же
над индусами считается почему-то работой не пыльной, и уж как минимум достойно
оплачиваемой, поэтому за это с удовольствием берутся сами аборигены.
Интернациональный бутерброд, двигающий вперед экономику Омана, строится в том
же духе и выше - в менеджменте среднего звена снова преобладают индусы,
как-никак, тут необходимо хорошее образование, а в топ-менеджменте осели
состоятельные аборигены.
Природа Омана, как минимум его восточной части, где нам довелось побывать, и
вправду оказалась предельно аскетична, хотя и по-своему прекрасна. Пески и
степи, заросшие редким кустарником, на фоне размытых маревом контуров невысоких
гор - вот наиболее типичный пейзаж центрального Омана. То тут, то там, мелькают
верблюды и небольшие стада баранов, ощипывающие чахлые степные кустики - баранам,
в виду небольшого роста, зачастую приходится проявлять не дюжие акробатические
навыки. Дожди в этих местах бывают раз в несколько лет, и тогда
"вади" - весьма живописные пересохшие русла рек c редкими озерцами
прозрачной воды, вновь наполняются стремительными потоками, а на их берегах
расцветает буйная растительность, которой спустя некоторое время после
окончания дождей, суждено будет засохнуть на корню. В остальное же время все
живое черпает воду из скупых горных источников и ютится вокруг редких оазисов.
Наиболее цивилизованное живое, впрочем, приспособилось гонять по стране
цистерны с тремя видами воды - опресненной морской, пригодной для питья,
сточной, и, наконец, очищенной сточной водой, используемой рачительными
жителями пустыни по второму разу - на этот раз, исключительно для полива.
Раньше же, из мест, откуда внезапно ушла вода, следом уходила и жизнь, оставляя
за собой целые деревни, застроенные аккуратными глинобитными домами, а там, где
вода есть, люди селились веками, так, что заброшенные кварталы зачастую
соседствуют с новостройками. Впрочем, на приличном расстоянии отличить одни от
других можно разве что по воздухозаборникам кондиционеров.
Как уже упоминалось выше, жители Омана довольно-таки трепетно относятся к
своим традициям, особенно в том, что касается манеры одеваться и всяческих
моральных устоев. Говоря проще, как и в других арабских странах, за пределами
гостиницы необходимо соблюдать дресс-код. Однако, в силу общей расслабленности,
терпимости и благодушия, свойственных оманцам, они не делают из этого большой
трагедии - в городах совершенно спокойно относятся к туристам в шортах и
футболках. Женщинам, впрочем, все же стоит одеваться скромнее - как минимум,
чтобы были прикрыты плечи и колени. Для местных жительниц обязательным элементом
одежды является головной платок, хотя изредка приходилось встречать и женщин в
парандже или зловещего вида черной маске, закрывающей лицо.
Как нам объяснили, такой вид одежды вовсе не является традиционным для
оманских женщин - вовсе наоборот, паранджа - это последний писк моды,
завезенный из Саудовской Аравии, и многие одевают ее лишь в качестве парадной
одежды, выезжая в город. Маска же - атрибут одежды немногих
кочевников-бедуинов, которые до сих пор встречаются в Омане.
Читатель, вероятно, начинает недоумевать относительно того, чем же мы
занимали свой досуг и ждет длинного перечня рекомендуемых к посещению
достопримечательностей и сказочных восточных красот - к примеру,
"ослепительных водопадов", которыми добрый десяток агентств заманивает
своих клиентов в Оман (напомню, рек в Омане нет, так что единственный увиденный
мной водопад находился непосредственно в бассейне нашей гостиницы). Мы же не
слишком утруждали себя осмотром разного рода достопримечательностей, полагая,
что "развалины" и "провалы" не принципиально отличаются в
разных странах и предпочитая получать максимум удовольствия от неспешного ритма
жизни и гостеприимности местного населения: ездили по небольшим городкам и
аулам в компании на редкость позитивного араба-белуджи Каиса и обаятельного
англичанина Тони, приехавшего в Оман 16 лет назад и решившего там остаться.
Бродили по рынкам и рыбацким поселкам, трепались с торговцами и рыбаками,
дегустировали чудеса местной кухни, катались вдоль заполненных по колено теплой
прозрачной водой вади и просто плескались в море. В общем, вели растительный
образ жизни и не делали ничего осмысленного - от чего и получили, в результате,
огромное удовольствие!
|