В феврале этого года в рамках фестиваля «Золотой дельфин»
состоялось традиционное подведение итогов «Конкурса журнала DiveTek».
Лауреатам конкурса вручались ценные призы, предоставленные крупнейшими
производителями и дистрибьюторами снаряжения для дайвинга. Церемонию
награждения вели Яна Чурикова и Сева Кущинский.
Этот проект был задуман как конкурс осуществленных технических
погружений, сравнительный анализ подходов, методик и путей их
реализации в техническом дайвинге. Но ни в коем случае не как
соревнование глубин и дальности прохождений. Именно поэтому в конкурсе
журнала нет победителей – есть только лауреаты, отважные люди,
подготовившие и совершившие выдающиеся погружения.
На этот раз призы лауреатам «Конкурса журнала DiveTek» вручались уже
в третий раз. За этот, в сущности, очень маленький срок, технический
дайвинг в нашей стране проделал огромный путь. Это хорошо видно по
уровню погружений, отобранных для публикации в минувшем году. Дайвы
стали сложнее, глубже и уже вплотную приближаются к мировым рекордам.
Организаторы конкурса стремятся к тому, чтобы он служил идее развития
технического дайвинга в России, ведь в этом виде спорта, как ни в каком
другом, опыт означает безопасность. Давайте погружаться безопасно,
ориентируясь на опыт лауреатов!
В 2007 году героями «Конкурса журнала DiveTek» стали Геннадий Фурсов и
Дмитрий Подольский, совершившие 1 декабря 2007 года самое глубокое в
России погружение (202 метра) на затонувший корабль «Иоланда»
(подробнее см. журнал «DiveTek» № 1|27|2008).
Призы – два регулятора Aqua Lung Mistral – вручал Антон Ноздрин,
начальник отдела маркетинга компании «Тетис». (Фото: Григорий Кеворков).
Вот как рассказывает об этом погружении сам Геннадий Фурсов:
– Партнером, поддержавшим идею погружения на «Иоланду», стал Дмитрий
Подольский, Advanced Trimix Diver TDI, уже имевший опыт глубоких
погружений. Как только о проекте узнали мои товарищи, с которыми мы
регулярно ныряем в Шарме и Крыму, образовалась команда поддержки – Женя
Гасишвили, Володя Петров, Саша Кузьменко, Дима Шутченко. А перед самым
началом проекта к ним присоединилась Оксана Истратова. Так и сложилась
наша Dream Team.
Начало проекта назначили на 1 декабря 2007 года. На первые три дня
были намечены тренировочные и адаптационные погружения, на 4 декабря –
170-метровый дайв к носу «Иоланды», потом день отдыха и, наконец, 6
декабря - самое глубокое погружение к корме.
1 декабря
Донная смесь – воздух.
Планируемая глубина – 70 метров.
Декомпрессионные газы – EANx50 и кислород.
Моя конфигурация снаряжения: 20-литровая спарка + два 15-литровых
стэйджа + два 12-литровых стэйджа, закрепленные по два справа и слева.
Для поддува сухого костюма использовался 3-литровый баллон с воздухом,
закрепленный на спарке. Основные регуляторы на спарке – Apeks ATX 100.
Регуляторы на стэйджах – Aqualung Legend, Titan, Calipso.
Конфигурация Подольского: 20-литровая спарка + два 15-литровых
стэйджа, закрепленные по бокам спарки + от двух до четырех 10- либо
12-литровых стэйджа с боковой развеской, мокрый костюм, основные
регуляторы – Apeks XTX 100, регуляторы на декостэйджах – Aqualung
Calipso. Конфигурация оставалась неизменной на всех погружениях серии,
избыточное количество баллонов бралось исключительно с целью
тренировки.
В первый день мы вошли в воду несколько дальше от рифа, чем было
необходимо, что оказалось даже полезным – вышел отличный тренировочный
дайв в абсолютно голубой воде. Тест на устойчивость к азотному наркозу,
моральную подготовку к погружению без видимых ориентиров и манипуляцию
с большим количеством снаряжения был пройден успешно. Также отработали
вход в воду суппортов.
2 декабря
Донная смесь – Тх 12/50.
Ран газ – Тх 20/30.
Деко газы – EANx50 + О2.
Планируемая глубина – 100 метров. На этой глубине лежат разбитые
контейнеры с «Иоланды», фрагмент трубы и поперечной п-образной балки,
на которую, как правило, крепятся корабельные локаторы и т.п.
Интересный дайв уровня Advanced Trimix. Погружение прошло штатно.
3 декабря
Донная смесь – Тх 10/60.
Ран газ – Тх 20/30.
Деко газы – EANx50 + О2.
Планируемая глубина – 130 метров.
Заход в воду происходит в той же точке, что и в предыдущий день,
хотя надо бы несколько мористей. В результате хорошенько работаем
ластами на глубине, уходя вниз вдоль полого спускающейся стенки рифа.
Достигнув 130 метров, останавливаемся, осматриваемся. Фрагментов
корабля на этой глубине нет, видна кромка рифа, за которой и лежит
«Иоланда». Время на дне – 5 минут, идем к рифовому плато на
декомпрессию.
4 декабря
Донная смесь – Тх 8/70.
Ран газ – Тх 12/55 и Тх 20/30.
Деко газы – EANx50, EANx70 и O2.
Планируемая глубина – 170 метров.
Для того чтобы быстро дойти до рэка, не расходуя излишне газ и не
набирая бескрайних деко-обязательств, решаем пользоваться ходовиком. Но
его еще надо сделать. Использовали бетонный бордюрный блок с отверстием
посередине – привязали к нему 200 метров нейлоновой веревки с пустой
пластиковой канистрой на конце и, выйдя на точку по известным
координатам GPS, столкнули его в воду. Это и стало нашей путеводной
нитью: кусок бетона на дне и пластиковая канистра на поверхности.
Решаем брать практически весь газ с собой на случай, если нас отнесет
от ходовика. Суппорты помогают нам доплыть до буя. Восстанавливаем
дыхание, обмениваемся сигналами и начинаем спуск. На 100 метрах
притормаживаем и обмениваемся сигналами. Все в порядке, только не видно
ни стенки рифа, ни дна – сплошная голубая вода, и к тому же
естественное освещение становится все слабее – надвигаются сумерки.
Помогают наши 35-ваттные Salvo, но их мощный свет просто растворяется в
синеве. На компьютере 144 метра, а ориентиров все нет. Спустившись еще
чуть ниже, оборачиваюсь: в свете фонаря вижу стенку рифа и обломки
корабля на нем. «Иоланда»! Правда, рэк сильно разрушен. На компьютере
171 метр, мы находимся примерно посередине корпуса, уходящего глубже. В
свете фонарей все детали видны довольно отчетливо. Но на этой глубине
время особо критично, пора наверх. Подъем и декомпрессия проходят
штатно.
Следующий день – выходной. Высыпаемся, к двум часам собираемся в OceanTec, анализируем газы на завтра, собираем снаряжение.
6 декабря. День Х
Донная смесь – Тх 7/70.
Ран газ – Тх 10/60, Тх 16/45 и Тх 25/25.
Деко газы – EANx40, EANx70 и O2.
Планируемая глубина – 210 метров.
Одеваемся и при помощи всей команды заходим в воду. Буй только что
был рядом и тут же скрылся из виду. Течение. Плыть самостоятельно во
всем снаряжении с восьмью баллонами нереально. Беремся за сброшенную с
корабля веревку, плетемся на буксире. Наконец мы у буя. Отдышались.
Начинаем с Димой спуск. Доходим до 170 метров. Но наша цель глубже.
Освещаем стенку рифа, он имеет кромку, с которой резче уходит вниз, где
есть еще один уступ и там уже бездна. До этого крайнего уступа
разбросаны фрагменты корабля, не занесенные песком. Раздается громкий
хлопок. Глубина – метров 185. Я тут же даю команду наверх, решая, что
лопнул манометр. Но манометр цел – это рванул Димин фонарь «Тек Тайт»,
заявленная глубина которого – 300 метров. Продолжаем спуск. Достигаем
202 метров, время идти вверх. Поднимаемся по плану, с 50 метров вдоль
ходовика запускаю сигнальный буй. На 40 метрах подходит Дима Шутченко,
сигнализируем, что все в порядке. Дальше – долгие три с лишним часа
деки в голубой воде, к концу которой наш же корабль обрезает винтом
буй, и полчаса под присмотром Оксаны мы просто дрейфуем в голубой воде
над бездной. Ребята обнаруживают нас по желтому бую и сбрасывают трос с
грузом на конце и буем на поверхности. Жизнь становится легче.
Этот
проект – наш первый, организованный самостоятельно, без старших
братьев. Все участники из России и Украины, приехали в Шарм-эль-Шейх
специально для участия в нем. Выражаю самую глубокую признательность и
благодарность за помощь, участие и чувство локтя: моему напарнику Диме
Подольскому (Москва, Россия), персональному суппорту Оксане Истратовой
(Москва, Россия), команде поддержки: Жене Гасишвили (С-Петербург,
Россия), Саше Кузьменко (Кривой Рог, Украина), Володе Петрову
(С-Петербург, Россия), Диме Шутченко (Москва, Россия). Думаю, это не
последний наш совместный проект. |
Автор: Геннадий Фурсов
Фото: Александр Кузьменко, Оксана Истратова
По материалам журнала «DiveTek».
|